III ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРУМ
С 7 по 13 октября 2024 года в Санкт-Петербургском государственном университете проходил III Петербургский исторический форум. Заведующая Домом-музеем А.Л. Чижевского Людмила Морозова выступила с докладом «История создания Дома-музея А.Л. Чижевского» на секции «Российская наука в социальном контексте».
Петербургский исторический форум — это научно-практический проект, во главу обсуждения которого была поставлена проблема «Человек творит историю». Докладчиками были рассмотрены разные грани исторических событий и личности во всех её проявлениях и измерениях – человек как творец истории и судьба человека как результат исторических обстоятельств, человек-герой и человек-жертва, историческая среда обитания человека, способы взаимодействия людей в истории, инструменты, которыми люди творят историю и т.д.
В своём докладе Людмила Морозова отметила, что путь к открытию Дома-музея А.Л. Чижевского был довольно долгим и непростым. Ещё в 1968 году идею о создании музея первой высказала вдова учёного Н.В. Чижевская-Энгельгардт. Нину Вадимовну поддержали люди, знавшие Александра Леонидовича и те, кому было интересно и небезразлично научное, философское и художественно-поэтическое наследие Чижевского. Это были академики Б.М. Кедров и А.Л. Яншин, космонавты В.И. Севастьянов и Б.Б. Егоров, внук К.Э. Циолковского А.В. Костин, биограф ученого кандидат технических наук, журналист Л.В. Голованов и многие другие. Большую поддержку калужанам в деле создания музея А.Л. Чижевского оказал выдающийся учёный Д.С. Лихачев. Решение о создании музея в доме Чижевских по ул. Московская, д. 62 (бывшей Ивановской) Калужский облисполком принял в 1990 году. Работой по сбору материалов, формированию научной концепции будущего музея занимались сотрудники ГМИК им. К.Э. Циолковского. 7 февраля 2010 года Дом-музей А.Л. Чижевского открыл двери для посетителей.
Задача III Петербургского исторического форума – представить современные направления исторической науки, обсудить проблемы прикладного, практического применения исторического знания, а также сформировать место для конструктивного диалога и построения основ будущего сотрудничества учёных из разных уголков планеты.